✔Переход к мобильному интернету угрожает рентабельности «Яндекса» - «Интернет»
Сегодня корпорация «Яндекс» - безусловный лидер российской IT-индустрии. Этого положения компании удалось добиться благодаря 18-летнему упорному труду всего коллектива, множеству удачных управленческих и финансовых решений.
Впрочем, интернет это отрасль, в которой всё быстро меняется, и никто не может гарантировать стабильных прибылей сегодняшним лидерам. Одним из серьёзных рисков для лидерства «Яндекса» на данный момент является быстрый рост мобильного сегмента всемирной паутины.
Согласно собственной статистике компании, наблюдается стремительный рост числа поисковых запросов, приходящих с планшетов и смартфонов. Если в 2011 году поисковая машина «Яндекса» обрабатывала лишь 6 % входящего поискового трафика с мобильных устройств, то уже в 2012-ом его доля выросла до 10 %, а в 2013 году до 14 %.
Темпы роста числа мобильных поисковых запросов значительно превосходят соответствующие показатели для «обычного» веба.
При этом главный инструмент монетизации входящего поискового трафика, используемый «Яндексом» - медийная и контекстная реклама — приносит компании около 10 % выручки (порядка 4 миллиарда рублей).
Этот показатель также стабильно растёт. Однако данная тенденция таит внутренний риск для бизнеса компании «Яндекс».
Прежде всего, уже сейчас наблюдается увеличение затрат на разработку новых сервисов, ориентированных на мобильную аудиторию, а также перевод существующих сайтов в формат корректного отображения на экранах сенсорных устройств.
Кроме того, с учётом структуры мобильного сегмента всемирной паутины, продвижение на этом рынке для сервисной и рекламной компании, такой как «Яндекс», связано с дополнительными затратами.
В частности «Яндексу» приходится заключать договора с производителями мобильных устройств, добиваясь размещения ссылок на свои сервисы в операционных системах по умолчанию.
Все это приводит к увеличению цепочки партнёров, что отрицательно влияет на рентабельность продаж рекламы. И действительно, если обратиться к финансовым отчётам за последние три года, то можно увидеть процесс падения рентабельности «Яндекса». Если в 2011 году этот показатель составлял 35,1 %, то годом позднее он снизился до 32,9 %, а в прошлом году достиг значения 32,5 %.