✔Yadro отказалась от разработки чипов на архитектуре IBM Power и переключилась на открытую RISC-V - «Новости сети»
Российская компания Yadro, ранее обладавшая эксклюзивным доступом к разработке процессоров на RISC-архитектуре Power от IBM, приняла решение о выходе из консорциума OpenPower Foundation (OPF). Вместо этого Yadro сосредоточится на создании процессоров на основе открытой архитектуры RISC-V. Этот шаг предпринимается в условиях обсуждения Минпромторгом возможного запрета параллельного импорта продукции IBM, что может привести к переходу на серверы на других архитектурах.
Все упоминания о компании Yadro, входящей в «ИКС Холдинг», исчезли с сайта консорциума OPF, организованного IBM, Google, NVIDIA, Mellanox Technologies и Tyan. Ещё в марте Yadro значилось в числе «платиновых участников», а технический директор Артем Икоев был членом совета директоров консорциума. На запросы о комментариях в OPF ответа получено не было.
В рамках участия в OPF, IBM предоставляет возможность совместной разработки чипов на процессорных архитектурах семейства Power, которые занимают более 40 % мирового рынка среди RISC-архитектур. Именно на её основе Yadro разрабатывало и выпускало серверы Vesnin и системы хранения данных Tatlin. Эти решения активно используются, в том числе операторами связи для реализации «закона Яровой», а также поставляются госструктурам. Например, в конце марта Росреестр приобрёл серверы Yadro на сумму 194,3 млн рублей.
RISC-V — это открытая процессорная архитектура, созданная Калифорнийским университетом в Беркли. Она может использоваться свободно и бесплатно, включая коммерческую реализацию. На данный момент RISC-V применяется в основном для вспомогательных решений с низкой производительностью, но ожидается, что такие процессоры смогут конкурировать с чипами на популярных архитектурах x86 и ARM.
В Yadro объяснили решение о смене статуса участия в консорциуме тем, что «в связи с очевидными организационными сложностями в поддержании высокого темпа дальнейшей совместной работы и с учётом стратегического долгосрочного выбора в пользу архитектуры RISC-V». В 2019 году компания приобрела 51 % акций разработчика процессоров на архитектуре RISC-V — компании Syntacore.
США включили в санкционные списки ещё не запущенное производство Yadro в Дубне (ООО «Ядро Фаб Дубна»). Позже в чёрный список попали головная компания ООО «КНС Групп» и прямой владелец Yadro — «ИКС Холдинг».
По итогам 2021 года, по оценке IDC, производитель Yadro занимал третье место на рынке серверов РФ в натуральном выражении после Dell и HPE. В 2022 году поставки серверов, систем хранения данных (СХД), компьютеров и запчастей для вычислительных машин сократились на 15 %, до $6,6 млрд, физический объём импорта снизился на 24 %, до 41 млн устройств.
У компании Yadro были эксклюзивные права на поставку в Россию серверов на процессорах IBM. «Заключить партнёрство с американским вендором всегда было сложно, а компания стала заниматься его локализацией в стране более десяти лет назад», — говорят источники, знакомые с ситуацией. Членство в OPF означало техническую поддержку оборудования от IBM, говорит Максим Копосов, директор «Промобита». «Вероятность того, что Yadro сможет продолжить разработку своего оборудования на технологиях IBM после введения санкций, была крайне низка», — добавил он, но в то же время отметил, что предложение Yadro на процессорах Power было «уникальным на российском рынке».
Важно отметить, что переход Yadro на архитектуру RISC-V, несмотря на потенциальные препятствия и риски, может стать важным стратегическим шагом, обеспечивающим компании большую независимость и возможность развития собственных технологий. Этот шаг может привести к значительным изменениям на рынке серверов и систем хранения данных в России, особенно в условиях возможного запрета на параллельный импорт продукции IBM. Однако, успех перехода будет зависеть от многих факторов, включая развитие технологии RISC-V, реакцию сообщества и изменения на рынке.