✔Эксперты отложили разработку законопроекта о данных пользователей соцсетей - «Интернет»

Центр компетенций по программе «Цифровая экономика» при «Сколково» отложил до весны 2019 года разработку законопроекта о доступе к данным пользователей соцсетей, сообщил RNS источник, присутствующий на заседании рабочей группы. Ранее эксперты планировали доработать документ до конца 2018 года.
«На заседании рабочей группы 4 ноября разработка законопроекта (о доступе к данным пользователей соцсетей — RNS) было отложено до весны ввиду большого количества разногласий», — сообщил источник.
Другой источник, знакомый с ходом заседания, подтвердил эту информацию.
Законопроект не успеют доработать и внести в правительство до конца года, как планировалось ранее, подтвердил RNS директор направления «Нормативное регулирование» АНО «Цифровая экономика» Дмитрий Тер-Степанов. Он подчеркнул, что работа над концепцией не приостанавливалась.
Основные разногласия возникли между компаниями, которые обрабатывают данные пользователей, и соцсетями, где эти данные размещаются, объяснил директор департамента развития и планирования фонда «Сколково» Сергей Израйлит.
«Мы пытаемся сделать так, чтобы технические компании, которые обрабатывают данные, не несли никакого наказания за обработку, а площадки, на которых пользователи размещают о себе информацию, не стали фактическим владельцами этих данных и не устанавливали правила по обработке для остальных сервисов», — пояснил Израйлит.
По его словам, Mail.ru Group (владеет социальной сетью «ВКонтакте»), ранее раскритиковавшая концепцию, планирует взимать плату за предоставление данных пользователей. Он отметил, что законопроект должен быть принят весной 2019 года.
Вице-президент Mail.ru Group Владимир Габриелян рассказал RNS, что передавать данные можно и на коммерческой основе, однако более эффективная монетизация заключается «не в продаже данных, а в продаже услуг на основе больших данных». Согласно концепции, которую предлагает Mail.ru Group, пользователи должны иметь возможность изъять информацию о себе, размещенную в соцсети, или оставить ее открытой только для определенного круга лиц – к примеру, для друзей. При этом компании, использующие данные граждан, должны получать на это разрешение либо у пользователей, либо у соцсети.
«При сборе и обработке открытых данных пользователей необходимо наличие законных оснований для такой обработки у лица, осуществляющего сбор, а также соблюдение технических и юридических правил пользования информационным ресурсом, в том числе ограничений по сбору и использованию данных, которые установлены площадкой. Так называемое "правило двух ключей"», — пояснил Габриелян.
Альтернативная концепция не касается вопросов принадлежности прав на отдельные элементы пользовательского контента, но позволяет площадкам самостоятельно определять правила и случаи разрешенного сбора информации, а также обеспечивает защиту прав и интересов пользователя, отметил Габриелян.
В текущей версии концепции (копия есть у RNS) также сказано о необходимости введения открытого и закрытого режимов публикации данных. При этом в закрытом режиме соцсеть должна обеспечивать сохранность закрытой информации. Однако если владелец аккаунта выберет открытый режим, «он осознанно и добровольно опубликовывает посредством социальной сети информацию – в открытом доступе».
В концепции отмечается, что площадки не смогут ограничить возможность сбора и обработки общедоступных данных сторонними компаниями по «техническим и идеологическим» причинам.
«Отсутствует техническая возможность закрыть доступ к открытым данным социальных сетей (особенно из-за границы). Следовательно, любое юридическое ограничение доступа к общедоступным данным ограничит только российские компании, развивающие технологии анализа больших данных. Это создаст неравные условия для отечественных и зарубежных игроков рынка данных», — рассуждают авторы концепции.