✔Самолет, авто, трамвайчик или велосипед: дороги и транспорт в Кремниевой долине - «Интернет и связь»
Партнер проекта |
Самый популярный способ передвижения по Кремниевой долине (как, вероятно, и в Америке в целом) — это автомобили. Разумеется, здесь есть и общественный транспорт, но основные потоки движутся по многочисленным хайвэям и фривеям, которые, словно кровеносные сосуды, пронизывают IT-центр Америки.
За две недели я накатал по долине более 1200 км. Мне пришлось вспоминать езду на «автомате» («механику» там точно не встретишь), привыкать к особенностям американских правил дорожного движения, парковки и поведения на дороге. Что-то я узнал сам, что-то мне подсказали белорусы, с которыми я делал интервью. Но обо всем по порядку.
Без сдачи, пожалуйста
Встретить общественный транспорт в долине сложно, но можно. В основном, это касается ее центра — города Сан-Хосе. В Сан-Хосе и его пригородах из общественного транспорта есть небольшая электричка LightTrain (этакий многосекционный трамвай) и автобус.
В автобус пассажиры заходят через переднюю дверь, где стоит терминал для покупки билета с купюро- и монетоприемником. Будьте готовы дать без сдачи — водитель, если что, с разменом не поможет, и придется заплатить больше.
Водитель помогает зайти и выйти инвалидам. На самом автобусе стоит оборудование, при помощи которого можно перевезти велосипед.
А вот в находящемся рядом Сан-Франциско общественный транспорт развит очень хорошо: здесь есть автобусы, троллейбусы, трамваи. Добраться до города можно на маленькой электричке (BART), цена зависит от расстояния. А еще здесь ходит знаменитый туристический трамвайчик, на котором можно прокатиться на подножке «с ветерком».
Кроме того, через долину проходит поезд Caltrain — двухэтажный, с мягкими сиденьями. Его маршрут разбит на зоны, и цена билета начинается от 3,25 доллара за одну зону и по 2 доллара за добавление каждой последующей.
Например, дорога из Сан-Хосе до Сан-Франциско обойдется в 9,25 доллара. При покупке проездного билета цена за поездку уменьшается, а вот без билета ездить не рекомендуется — за это предусмотрен штраф в размере около 300 долларов.
Фирменные автобусы с Wi-Fi для сотрудников
Жизнь в долине спокойная, а потому может показаться скучной для молодежи. Именно по этой причине многие работники IT-компаний предпочитают жить в соседнем «живом» Сан-Франциско. Поэтому многие крупные компании предоставляют «фирменные» автобусы с собственным маршрутом и расписанием.
Кроме того, здесь можно встретить микроавтобусы (шаттлы) для доставки сотрудников на меньшие расстояния, например от станции поезда к офису. В таких автобусах есть Wi-Fi, что позволяет начинать рабочий день прямо по дороге в офис.
Интересный факт: одно время в Сан-Франциско народ возмущался большим количеством «фирменных» автобусов. Из-за этого многие компании стараются не выделять свои автобусы логотипами.
Вот, например, автобус Google выглядит как обыкновенный, за исключением надписи «GBUS TO MTV» (Google Bus To Mountain View — автобус Google, следующий в Маунтин-Вью, где расположена штаб-квартира компании).
Странные пробки и экспресс-полосы
В часы пик на основных трассах в долине образуются пробки. Явление совершенно для меня непонятное, возникающее спонтанно и так же спонтанно пропадающее.
Едешь спокойно в потоке, вдруг навигатор (здесь, как правило, используют Google Maps с навигацией) через километр делает дорогу желтой (замедление потока), а затем и красной (пробка). И точно — через пару километров вы начинаете двигаться со скоростью не более 20 км/ч.
И это при отсутствии каких-либо ДТП. Просто возникла пробка, которая точно так же через несколько километров просто исчезает, и вы продолжаете движение в нормальном темпе.
Если хотите ехать побыстрее, почти на всех трассах есть экспресс-полоса (carpool) по которой в часы пик (они указаны на знаке) могут передвигаться лишь машины с 2 и более пассажирами, электромобили с любым количеством пассажиров, мотоциклы и автобусы. Carpool обозначается разметкой в виде ромба и соответствующими знаками.
Причем это работает. Многие сотрудники договариваются вместе ездить на работу, чтобы можно было пользоваться этой полосой, тем самым разгружая трассу.
Кроме того, в Кремниевой долине можно воспользоваться сервисом совместных поездок (таким, как, например, vRide.com) который объединяет тех, кто едет в одном направлении и везет на небольших микроавтобусах или минивэнах.
На работу на самолете…
Но самым необычным вариантом поездки на работу является Air Shuttle — по сути, аэротакси. Например, у компании Intel есть целый парк самолетов, перевозящих сотрудников из аэропорта Сан-Хосе к другим офисам компании в Калифорнии и других штатах.
Да и вообще в США очень развит авиатранспорт. Например, в Кремниевой долине в радиусе 70 км есть 4 больших аэропорта. 3 из них интернациональные — San Francisco, San Jose, Oakland, еще один расположен при Исследовательском центре Эймса NASA.
Кроме того, здесь находятся небольшие аэропорты для частных самолетов — Hayward, Palo Alto, Half Moon Bay и San Carlos. Последний находится возле штаб-квартиры Oracle и имеет аббревиатуру SQL.
Так что некоторые сотрудники IT-компаний вполне могут себе позволить прилетать на работу на личном самолете.
Бывший в употреблении легкомоторный самолет можно купить за несколько десятков тысяч долларов (по цене хорошей машины), а попробовать себя в качестве пилота и полетать над Кремниевой долиной за штурвалом (c инструктором) можно после краткого видеокурса и 30-минутной тренировки на симуляторе за 200 долларов.
…или велосипеде
А если ваша работа находится не очень далеко от дома, можно совместить дорогу с полезной физической нагрузкой. Именно поэтому большое количество людей в долине добираются до работы на велосипедах, самокатах и даже скейтбордах.
На многих обычных дорогах (не хайвэях) возле обочины проложены велодорожки зеленого цвета, которые редко пустуют. Именно поэтому нужно быть предельно внимательным за рулем.
— Всегда смотри в зеркало, поворачивая направо, — рассказал мне один из наших соотечественников, еще до того как я в первый раз сел за руль в Штатах. И этот совет пару раз спас меня от вероятного столкновения с велосипедистом.
Дело в том, что человек на велосипеде может на перекрестке ехать по велодорожке прямо, в то время как вы, поворачивая направо, преграждаете ему путь. В случае такого столкновения вина будет лежать на водителе авто.
Не держите права в багажнике
Если вы приехали из Беларуси, первые несколько месяцев можно ездить по своим правам (они же в Калифорнии служат полноценным удостоверением личности). Лучше, если они будут все время при вас. Особенно, если вас остановит полиция.
— В Калифорнии разрешено перевозить оружие в багажнике. И если тебя остановит коп, а ты побежишь к багажнику за правами, что-то говоря по-русски… В общем, лучше держи их при себе, — дал мне совет один из наших ребят.
А вообще, если вас все-таки остановит полиция, ни в коем случае нельзя выходить из машины, желательно включить свет в салоне и положить руки на руль. У остальных пассажиров в автомобиле руки тоже должны быть на виду во избежание «неудобных» ситуаций.
Светофоры здесь такие же, как у нас, а вот правила проезда перекрестков, если этих самых светофоров нет, отличаются.
Например, здесь часто встречаются «4-стоповые» перекрестки. Знак «Stop» в данном случае установлен с четырех сторон. Машины, двигающиеся со всех сторон, должны остановиться, а первой продолжает движение та, которая остановилась первой, потом вторая, третья и т.д.
Реже, но встречаются «2-стоповые» варианты. Это значит, что есть главная дорога, где останавливаться не нужно, а на второстепенной первым едет тот, кто первым остановился на «стопе».
А еще здесь необычные заправки — один шланг на три вида бензина (и еще один на дизель). Да, и расход считается не в литрах на 100 км, а в mpg (miles per galon) — количестве миль на галлон (сначала из-за этого ломается мозг). Впрочем, такой подход вполне логичен.
1000 долларов за окурок
Еще здесь можно поворачивать направо на красный свет светофора (если нет запрещающей таблички) и очень часто нельзя разворачиваться на перекрестке (разрешен только поворот налево). Это сопровождается знаком «no U turn». Буква U в данном случае обозначает разворот.
Штрафы за одно и то же нарушение могут быть разными. Например, за проезд на красный свет на оживленном перекрестке штраф больше, чем на маленьком.
Штраф за парковку на инвалидном месте или возле пожарного крана может в разы превышать штраф от обычной неправильной парковки. Очень большие штрафы в США за выброс мусора из автомобиля. Выбросите ли вы окурок, если за это придется заплатить 1000 долларов?
Часто на дорогах можно встретить знаки с суммой штрафа за их нарушение. Например, на перекрестке может висеть знак, оповещающий о том, какой штраф дадут за проезд на красный именно этого пересечения дорог. Это психологический момент — ты не просто понимаешь, что нарушаешь, но и видишь, с какой суммой придется расстаться, если тебя остановят.
Тем не менее, иногда при незначительных нарушениях, особенно при незнании и раскаянии, полицейские могут простить штраф и дать просто предупреждение (впрочем, на это лучше не рассчитывать).
Вообще, штрафы в США довольно большие, и часто, чтобы уменьшить наказание, нарушители оспаривают нарушение в суде. При этом в большинстве случаев штраф могут уменьшить вдвое или даже совсем отменить. В случае серьезного нарушения водитель может получить запись (point on record), от чего возрастет страховой платеж за автомобиль.
Просто так вас не остановят
В Америке есть множество правил, которые нам сразу сложно понять. Например, почему нельзя останавливаться на обочине трассы (хайвэя) без серьезной необходимости (к вам сразу же подъедут узнать, что случилось). Однако, в отличие от Беларуси, здесь просто так, «для проверки документов», вас не остановят.
Несмотря на знаки ограничения скорости, в Калифорнии нет привычных нам радаров или «ГАИ в кустах». Дорожная полиция постоянно патрулирует трассы и в случае обнаружения нарушителя скоростного режима едет какое-то время за ним, фиксируя превышение, а затем, включив «мигалки», предлагает ему остановиться на обочине.
При этом часто машины полиции малоотличимы от гражданских — с плоскими мигалками и черным капотом. Поэтому лучше оглядеться по сторонам, прежде чем «притопить».
Пить можно, но этим стараются не злоупотреблять
При пробке, заторе, когда две полосы сходятся в одну, водители без проблем пропускают друг друга и проезжают через одного. Если кто-то хочет отблагодарить водителя, который пропустил его перед собой, тут благодарят взмахом руки (аварийку не включают).
Звуковым сигналом в Калифорнии также пользуются крайне редко — только в случае реальной необходимости.
И напоследок. При вождении автомобиля допустимый уровень алкоголя в крови в Калифорнии 0,8 промилле (у нас — 0,3). Поэтому вы можете увидеть в голливудских фильмах, как какой-нибудь персонаж, пропустив 50 граммов виски, садится за руль.
Ну а обычные водители из-за столь демократичных правил не отказывают себе в бокале вина или пива во время ужина. Вы, возможно, удивитесь, но, несмотря на столь демократичные нормы, аварии с участием нетрезвых водителей здесь не так часты. В первую очередь, из-за чувства меры потребления алкоголя и возможного сурового наказания.
За DUI (drive under the influence, езду в состоянии алкогольного/наркотического опьянения) в Калифорнии дают штраф (1−3 тысячи долларов) и делают запись, из-за которой впоследствии зачастую бывает сложно устроиться на работу, а это для многих серьезнее штрафа. Кроме того, вас могут посадить в тюрьму на срок до полугода. За повторные нарушения наказания еще строже.
Читайте также материалы проекта:
Ангар для дирижабля, лунный камень и космическая еда: чем удивляет музей NASA
Знаменитый Стэнфорд: как выглядит место, где учились основатели Google, Tesla и Джон Кеннеди
Фотофакт: штаб-квартира Seagate — компании, начинавшей с пятимегабайтных дисков
Путешествие в Сан-Франциско: туманы, холмы и интерактивный музей науки
Apple I с подписью Возняка, первый IBM PC, счеты и компьютер для домохозяек: Музей компьютерной истории в Кремниевой долине