✔Кредит через Facebook – будет ли работать система оценки в России - «Интернет»
В начале августа текущего года компания Facebook запатентовала систему, с помощью которой банки смогут отслеживать кредитную историю потенциального клиента на основе анализа его окружения в рамках социальной сети. Возможно ли применение этой системы в российских реалиях?
При первоначальном анализе разработанная Facebook система оценки кредитного потенциала пользователя будет изучать самые «близкие» контакты человека в социальной сети: друзей и родственников, с которыми он общается чаще всего. И только после этого запрашивать кредитную историю этих людей в специальном бюро.
Идея оценивать «кредитный потенциал» будущего клиента по близкому окружению не является новой, и давно применяется во многих банковских учреждениях. Другое дело, что реализация этой системы в рамках социальной сети «обрастает» значительным числом рисков, которые не в силах предугадать даже самый опытный кредитный специалист.
В банковской сфере этот принцип известен как «риск связанности» (affinity risk). Приведем конкретный пример. Существует человек по имени Джон, который работает адвокатом. Люди этой профессии имеют постоянный высокий доход, зарекомендовали себя как добросовестные клиенты и так далее. У Джона есть много знакомых юристов, которые также являются хорошими заемщиками.
Противоположный пример: есть мелкий хулиган и пьяница Петр, который не платит своей бывшей жене алименты, часто меняет работу и не всегда платит по кредитным долгам. Поэтому можно предположить, что большая часть знакомых Петра также являются «неблагонадежными» (по мнению банка) клиентами.
Как рассказал председатель правления «Тинькофф Банк» Оливер Хьюз, зарубежные и отечественные банковские учреждения уже давно используют социальные сети как один из этапов анализа кредитного потенциала возможных клиентов. Он подчеркнул, что управляемый им банк давно работает с «большими объемами данных» при оценке кредитоспособности потенциальных заемщиков.
Также было отмечено, что данный инструмент является достаточным мощным и может использоваться не только в банковской сфере, но и в маркетинге. Что касается применения этой системы оценки в России, то возможно лишь ее частичное внедрение. Дело в том, что в США банки легко могут получить разрешение на проверку полученных в социальных сетях данных через бюро кредитных историй.
В России (как и в большей части Европы) для подачи такого запроса банк должен получить на это личное разрешение от заемщика. Поэтому, скорее всего, недавно запатентованная система оценки Facebook в российских реалиях не приживется.