✔Почему пропали российские спутники? Четыре возможные причины - «Интернет и связь»
Три дня назад «Роскосмос» потерял спутник «Метеор-М» и еще 18 спутников попутной нагрузки. Официальной информации о причинах инцидента пока нет. Однако за это время появилось множество версий того, что могло пойти не так после пуска.
Что известно точно
Ракету-носитель «Союз-2.1б» запустили с космодрома Восточный. Разгонный блок «Фрегат» и космический аппарат «Метеор-М» вывели на заданную промежуточную орбиту. Однако в ходе первого планового сеанса связи с космическим аппаратом не удалось установить связь — его не было на целевой орбите.
После пилот американской авиакомпании опубликовал видео с ярким падающим шаром в небе над Исландией.
A friend of mine sent me this video coming back from Montreal. A Russian satellite was lost after failing to enter orbit, and they believe this is it burning up entering the Earth’s atmosphere. It’s absolutely STUNNING to watch. #AviationLovers #Space pic.twitter.com/O7yrTD62Uo
— Victoria (@ThatJetsetGirl) 28 ноября 2017 г.
Причины нештатного пуска сейчас расследует специальная комиссия. В нее вошли специалисты «Роскосмоса», головных научно-исследовательских институтов ракетно-космической промышленности и предприятий отрасли, а также представители Министерства обороны России. Ее работа продлится до 15 декабря.
Версии
Авария могла произойти из-за ошибки в расчете азимута. Об этом сообщило РИА «Новости» со ссылкой на анонимный источник в космической отрасли.
«Проблема, возможно, заключается в том, что на „Союзе“ и разгонном блоке „Фрегат“ азимут отсчитывался по-разному, по часовой и против часовой стрелки. „Фрегату“ нужно было повернуться на два градуса, а он вместо этого начал разворот на 358 градусов, потерял ориентацию и упал в океан», — сказал собеседник агентства.
Еще одна возможная причина — ошибка в полетном задании. Об этом пишет Интерфакс, ссылаясь на собственный неназванный источник в ракетно-космической отрасли.
«Анализ телеметрической информации подтвердил предварительные выводы о том, что разгонный блок „Фрегат“ выполнил первый маневр для довыведения на орбиту в неправильной ориентации. В результате маневр получился не разгонным, а тормозным — и вместо выхода на переходную орбиту, разгонный блок вместе с полезной нагрузкой направился к Земле и затонул в Атлантическом океане», — сказал собеседник агентства.
Он пояснил, что неверная ориентация разгонного блока стала следствием ошибки в полетном задании.
«Неправильная ориентация при маневре произошла из-за ошибки в полетном задании для системы управления разгонного блока. В итоге перед маневром „Фрегат“ начал разворот в неоптимальном направлении и не успел его закончить до включения двигательной установки», — сказал он.
Третья версия — неисправность аппаратуры ГЛОНАСС. Об этом сообщил ТАСС, передавая слова источника в ракетно-космической отрасли.
«По предварительным данным, произошла техническая неисправность в аппаратуре спутниковой навигации, которая установлена на разгонном блоке, работает по сигналу ГЛОНАСС и GPS и повышает точность выведения „Фрегатом“ космических аппаратов на целевые орбиты», — сказал собеседник агентства.
Он уточнил, что в результате этого после отделения от третьей ступени ракеты-носителя «Союз-2.1б» разгонный блок был неправильно сориентирован, вошел в плотные слои атмосферы и упал в Атлантический океан.
Спутник могли потерять и из-за разницы в системах наведения. Такое предположение опубликовал автор сайта RussianSpaceWeb Анатолий Зак, который сослался на собственные источники.
«Cистема управления полетом на „Фрегате“ не имела правильных настроек для миссии с нового космодрома Восточный. Это было связано с тем, что обычно запуски совершались с Байконура и Плесецка», — пишет он.
По его данным, системы наведения на ракете-носителе «Союз» и разгонном блоке «Фрегат» разные, каждую контролирует своя гироскопическая платформа. Между исходными осями наведения двух аппаратов была разница в 10 градусов.
Во время злополучного пуска с Восточного для «Союза» азимут составил 174°, а «Фрегата» — 184°. Чтобы привести гироскопическую систему управления в оперативную готовность, ей нужно было вернуться в положение 0° по кратчайшему пути. Платформа «Союз» проложила этот путь назад — от 174° до 0°. А для «Фрегата» оптимальным вариантом было увеличить угол с 184° до 360°. В итоге система застопорилась, оставив разгонный блок без возможности ориентироваться в пространстве.
Читайте также
Всемирный день борьбы со СПИДом. 10 звезд, заболевших "чумой ХХ века"
Редкий случай: медики не смогли спасти мужчину из-за его татуировки
Ученые нашли сотни яиц птеродактилей
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter